Под нежный плач моей гитары

Как и вы, я слышал эту песенку, приписываемую таланту Джорджа Харриса, не один раз. Но только сегодня прислушался к её оригинальному исполнению на радио «Релакс» и бросился искать текст. Он перед вами:

 

While My Guitar Gently Weeps

 

I look at you all, see the love there that's sleeping

While my guitar gently weeps

I look at the floor and I see it needs sweeping

Still my guitar gently weeps

 

I don't know why nobody told you

How to unfold your love

I don't know how someone controlled you

They bought and sold you

 

I look at the world and I notice it's turning

While my guitar gently weeps

With every mistake we must surely be learning

Still my guitar gently weeps

 

Well...

 

I don't know how you were diverted

You were perverted too

I don't know how you were inverted

No one alerted you

 

I look at you all, see the love there that's sleeping

[LOVE version:] I look from the wings at the play you are staging.

While my guitar gently weeps

Look at you all

[LOVE version:] As I'm sitting here doing nothing but aging
Still my guitar gently weeps

 

Oh, oh

Oh, oh, oh, oh, oh, oh, oh

Oh, oh, oh, oh

 

Yeah, yeah, yeah, yeah, yeah

 

Yeah, yeah, yeah, yeah, oh, ooh

Как бы сегодня выглядел Джордж Харрисон
Как бы сегодня выглядел Джордж Харрисон

Если вы не очень хорошо знаете английский, вот несколько вариантов перевода этой песни на русский: поэтический, буквальный и нечто авторское. Обязательно прочитайте и сравните, чтобы понять то, о чём я буду говорить дальше. Поскольку, когда речь идёт об английских словах-иероглифах, трудно провести линию между «правильным» и «неправильным». К примеру, если я скажу (или даже напишу) love all, кто-то поймёт это как призыв «любить всех», а кто особенно любит большой теннис и смотрит Уимблдон – как счёт «по нулям»…

 

Про саму песню известно, что написана она была в 1968 году и появилась в знаменитом «Белом альбоме» после возвращения «битлов» из тура по Индии. Из официального описания песни в английской Википедии вы можете узнать, что родилась она как реакция на дисгармонию, возникшую в группе, что проявилось, кстати, и в пофигизме остальных «битлов» при обработке композиции, из-за чего бедному Джорджу пришлось приглашать в студию Эрика Клэптона. Сам Джордж сбивчиво объяснял, что на написание песни его подвигла тревога по поводу «не реализуемого миром потенциала вселенской любви, которая продолжает спать».

 

Я не стану углубляться в рассуждения на тему Теодора Адорно, которому на тот момент оставалось жить ещё год, на тему куратора «битлов» Брайана Эпштейна, умершего за год до этого, и тем более на тему смерти первого Маккартни за два года до этого, с чего, собственно, вся «дисгармония» и началась. Эти вопросы вы при желании можете исследовать сами и не говорить, будто я вам что-то навязал. Я упоминаю об этом лишь потому, чтобы стала понятна атмосфера, в какой писался текст, возможно, самим Джорджем.

 

Если вы послушались моего совета и прочитали переводы, а лучше – разобрались с оригиналом, то у вас не могло не возникнуть сомнения не только в поэтичности образов, но и в их сути. Конечно, великий Андрей Вознесенский мог позволить себе написать «по утрам, надев трусы, не забудьте про часы», и все ему дружно аплодировали, но это вопрос вкуса, воспитания и их отсутствия. Кроме того, никогда не стоит забывать, благодаря кому именно мы знаем, что что-то великое, а что-то плохое, т.е. кто формирует наши вкусы, если не мы сами. Нет, я нисколько не отвлёкся, поскольку, на мой взгляд профана, песня именно про «лица стёрты, краски тусклы». И «подметание пола» именно об этом, а не про трусы.

 

Как я уже говорил выше, для понимания английского языка – love all - первостепенную важность имеет контекст. Забудем про Индию, про вселенскую любовь и даже про Вознесенского. Представим себя на месте автора. Который мало что умеет, кроме как тренькать на гитаре, хотя этого вполне достаточно, чтобы благодаря огромной пропагандистской машине его тренькание воспринималось как большое искусство и в одну сторону выпускало нужные идеи, а с другой – получало внимание, поклонение и деньги. Собственно, ко второй стороне гитарист и обращается.

 

Потому что он либо устал, либо прозрел и хочет поделиться со слушателем своими соображениями, а если совсем быть точным, то предупредить его о происходящем. Как? Вынося сор из избы. Он так и говорит: it needs sweeping.

 

Так что же «нам всем» говорит лирический герой песни?

 

Смотрю я на вас всех, ребята, и вижу ноль (love), который спит,

Пока моя гитара тихо плачет.

Смотрю я на киностудию (floor) и понимаю, что неплохо было бы её подмести,

Однако моя гитара по-прежнему плачет.

 

Не знаю, почему никто до сих пор вас не научил

Тому, как раскрыть свою любовь (или как раскрыть свой ноль)

Не знаю, как вас кто-то контролировал.

Они вас покупали и продавали.

 

Я смотрю на мир и замечаю, что он вращается (или превращается - обычно, так сегодня говорят о людях, которых укусил зомби),

Пока моя гитара тихо плачет.

Совершая ошибки, мы на каждой обязаны учиться (возможно, с намёком на вращающийся мир, как на ошибку, которая нас ничему не учит)

Однако моя гитара по-прежнему плачет.

 

Что ж…

 

Не знаю, как вас сбили с пути.

Вас к тому же ещё и поимели.

Не знаю, как вас перевернули с ног на голову.

Никто вас не предупредил.

 

Смотрю я на вас всех, ребята, и вижу ноль (love), который спит,

Смотрю из-за кулис на спектакль, который вы сами же и ставите.

Пока моя гитара тихо плачет.

Смотрю на всех вас,

Сидя тут, ничего не делая и только старея.

Однако моя гитара по-прежнему плачет.

 

13 раз Oh

9 раз Yeah

 

Примечательно упоминание в конце «ничего не делая». Не у одного Гагарина, похоже, болела совесть из-за участия в глобальных постановках. Не знаю, кому как, а мне Джордж представляется самым симпатичным из этих дегенератов. Не зря его впоследствии человек Билли Шира (ака Пола Маккартни) сильно истыкал ножом, отчего ему пришлось довольно долго лежать в больнице, про что вы, конечно, хорошо все знаете. При этом он легко отделался, если принять во внимание, что через неделю после их телефонного разговора с Ленноном о том, что пора Билла выводить на чистую воду, Леннона, как нам рассказывают, вообще застрелили.

 

 

Как вы поняли, я к «битлам» равнодушен, поскольку не являюсь их целевой аудиторией – девочкой-подростком, однако люблю разбираться во всем на основании информации из первоисточников, какой бы «отредактированной» она ни была, поскольку редакторы что-нибудь да упускают. Так в одном из недавних документальных фильмов участники знаменитого концерта 1965 года (фактически, последнего) во время американских гастролей, на стадионе «Ши», когда крохотных исполнителей, вышедших со звёздами Давида на пиджаках, снимало 15 камер, а 55 000 зрителей видели их как муравьёв и истошно визжали вместе с маленькой тогда Вупи Голдберг, так вот, работник сцены признался, что не понимал, как «битлы» умудрялись так слаженно играть, когда в шуме и гаме нельзя было услышать ничего, не говоря уж о том, чтобы попадать в такт. Ринго потом говорил, мол, он понимал, по какому барабану бить, следя чуть ли не за локтями дрыгавшихся спиной к нему гитаристов. Мы-то с вами циники и понимаем, что никакого чуда в этом нет, а секрет прост и очевиден – звучание «Биттлз» известно сугубо в студийной записи, очень дотошно и тщательно обрабатываемой Джорджем Мартином, который, мягко говоря, пришёл в ужас, когда впервые услышал живое исполнение четвёрки.

Очевидно, что если со сцены зрители смотрятся точками, то и музыканты на сцене для зрителей - не больше. Губы и пыльцы на аккордах видят только камеры, но камеры не транслируют, а записывают. Так что всё будет чики-брики!
Очевидно, что если со сцены зрители смотрятся точками, то и музыканты на сцене для зрителей - не больше. Губы и пыльцы на аккордах видят только камеры, но камеры не транслируют, а записывают. Так что всё будет чики-брики!
По легенде, звёздочки ребятам подарили местные пожарные, которые помогали им околицей пробраться на стадион.
По легенде, звёздочки ребятам подарили местные пожарные, которые помогали им околицей пробраться на стадион.

На закуску предлагаю вам прослушать два ролика, в которых нашу песенку о пыли исполняют всякие знаменитости в массонско-клетчатых пиджаках и т.п. В первом ролике солирует сам Джордж, солирует, мягко говоря, слабо, если не сказать, плохо (хотя многие со мной, конечно, не согласятся, вед это же Джордж). Друзья, слушайте не глазами, а ушами. Ведь он же сем удивляется, что вы даже не заметили, как вас перевернули с ног на голову.

Во втором ролике солирует товарищ Принц. Это вообще отдельная птица, о которой нужно и говорить отдельно, хотя его участие здесь не менее уместно (без иронии), чем пиджак Клэптона, если понимать, о чём песенка. Обратите внимание, как он не всегда попадает в звук фонограммы. Здесь как раз нужно слушать глазами.

Пока всё. Если вы запаслись тухлыми помидорами, можете начинать бросаться.

Write a comment

Comments: 0