Проект «Моцарт» или Великий зальцбургер

Нет, не спешите радоваться. У меня пока не дошли руки до этого замечательно грустного во всех отношениях проекта, одного из первых и, вероятно, самых успешных в музыке (если не считать The Beatles и иже с ними и далеко не заканчивая ледями гагами и т.п.), в котором отразился весь алгоритм для проектов будущих: герой вундеркинд, первые неприятия его величия тупой публикой, трудолюбие, гений, зависть коллег по цеху, ранняя смерть в бедности и забвении, вечная слава…

 

Я пока не готов долго (с ссылками и очевидными примерами) рассказывать о том, как нашего Амадеюшку итальянцы не хотели брать в ученики и были вынуждены собственноручно править его экзаменационную работу, чтобы не поплатиться должностью и таки принять, ибо за него просили важные люди.

 

Не собираюсь я вас отсылать и в венский государственный музей, чтобы вы там своими очами убеждались в ужасном качестве первой партитуры «Свадьбы Фигаро» (оригинальной), которая, собственно, и была по понятным причинам разбиравшейся в музыке публикой освистана.

 

Не буду я рассказывать и о том, как после «смерти» великого мужа безутешная вдова платила безвестным композиторам, которые приносили ей новые произведения «покойного» и на перепродаже которых она (и сам покойный, вероятно) очень неплохо жила.

 

Скажу два слова о себе, точнее, почему эта тема меня давно занимает.

 

Впервые я услышал Моцарта (зная, что это Моцарт) в 1973 году. Отец привёз из Японии пластинку с настоящим «Реквиемом» да ещё в исполнении Берлинского филармонического оркестра под управлением самого Караяна. Мне было шесть лет. Музыку я не любил и не знал, но услышанные звуки меня довольно сильно поразили.

 

От бабушки, работавшей до моего рождения в московской Консерватории и выпускавшей на сцену выигрывать конкурс Чайковского молоденького Вана Клиберна с английской булавкой вместо порвавшейся от волнения молнии на брюках, я узнал, что вообще-то Моцарт свой «Реквием» не дописал, умер, а дописывал некий его ученик.

 

Это обстоятельство «дописывания» помогло мне, дошкольнику, понять, почему все другие произведения великого австрияка такие разные, более того, такие не пафосные, а, напротив, бравурные и жизнелюбивые.

 

Позже я узнал, что Моцарта хотел отравить Сальери. Потому что завидовал его юному гению. Нам всем это рассказывали, а Пушкин (ещё один предполагаемый мною проект, но уже литературный) даже запечатлел в «Маленьких трагедиях» с Иннокентием Смоктуновичем в роли негодяя образца 1979 года. Спустя 40 лет я эту гипотезу (давно даже официальной «наукой» отменённую) проверил самым простым способом: послушал произведения Сальери.

 

Можете ради интереса послушать и вы:

Результат заставил меня призадуматься, а мысль, как водится, позвала в дорогу. Дорога же скоро показала, что след взять верный. Беда только в том, что мало кто теми тропами ходит, но это меня уже давно не огорчает: народ привык верить тому, что ему говорят и ничего сам не проверяет, а своей головой давно не думает – типа, некогда.

 

Чтобы вы понимали масштаб проекта и подлога вообще, представьте, что вас делают куратором некоего художественного музея одного автора. В музее почти тысяча произведений. И пока вы его курируете, туда каждый год приходят некие уполномоченные и каждый год без следа уносят десятки работ. Вы удивляетесь и спрашиваете, мол, что случилось, а вам через плечо отвечают, мол, нашёлся истинный автор. В итоге вы остаётесь с несколькими десятками, которые не сегодня завтра тоже могут забрать. При этом в официальных источниках вы продолжаете читать, что автор велик и гениален, а у вас в музее по-прежнему сотни его трудов.

 

Такова истинная ситуация с наследием проекта «Моцарт».

 

Ничего этого я вам пока не говорил, а начал писать исключительно для того, чтобы назвать, кроме Антонио Сальери, всего три имени, которые вы наверняка до сего момента не знали и чьих музыкальных произведений не слышали. Я же всё-таки стремлюсь к восстановлению исторической совести. Три чешских имени, это, конечно, мизер, поскольку всего в проекте «Моцарт» было задействовано порядка сорока композиторов. Но давайте начинать хотя бы с малого: 

 

Ян Крштител Ваньхаль

Йозеф Мысливечек

Павел Враницкий

Для сравнения я тут ничего из "самого Моцарта" по понятным причинам не привожу, поскольку, во-первых, вы наверняка его наследие прекрасно знаете сами, а во-вторых, я теперь понятия не имею, кто на самом деле то или иное произведение в нём написал…

Write a comment

Comments: 0