Пушкин, герб и финикийцы

Александру Сергеевичу я уже посвятил здесь несколько упоминаний и отдельную заметку. Но сегодня мне на глаза попался фиолетовый (или пурпурный) герб, как считается, его рода, и я, среагировав на цвет, не мог не задуматься о том, что же я вижу (вы вольны видеть, разумеется, что угодно).

  

Потому что тот герб Пушкиных, который обычно вываливается в поиске по Гуглу, выглядит так:

Но фиолетовый цвет – это для меня сегодня лакмусовая бумажка или красная тряпка для быка, который, говорят, правда, цветов не различает. Кто не в курсе, что я имею в виду, почийте заметку «Фиолетовый бычара».

 

Чтобы удостовериться в том, что же я на самом деле вижу, то есть, каким же герб Пушкиных был изначально, я не поленился и набрёл на его подробное описание, которое вы можете прочитать тут. Поскольку большинство (надеюсь, не все) из вас всё-таки ленивы и любят, когда им, как в школе, разжёвывают, вот цитата из Части 5 «Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи», стр. 18:

 

Щит разделен горизонтально на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на пурпуровой подушке с золотыми кистьми положена княжеская шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая рука с мечем вверх поднятым; в левом золотом поле голубый орел с распростертыми крыльями, имеющий в когтях мечь и державу голубаго ж цвета. Щит увенчан обыкновенным дворянскими шлемом с дворянскою на нем короной и тремя страусовыми перьями. Намет на щите голубой, подложен золотом.

 

То есть цвет по уму должен быть не синим и не фиолетовым, а голубым. Однако раз уж именно цвет привёл меня к описанию герба, я дочитал статью до конца. А там было вот такое продолжение:

 

Во дни княжения Святого и Благоверного Великого князя Александра Невского из Седмиградской земли выехал знатной славянской фамилии муж Честень Радша. Происшедший от сего Радши Григорий Александрович имел прозвание Пушка, и от него пошли Пушкины. От сего же Радши произошли Мусины-Пушкины, Бутурлины, Кологривовы, Неклюдовы, Полуектовы и иные знатные фамилии. Потомки сего рода Пушкины, многие российскому престолу служили боярами, наместниками, посланниками, стольниками, воеводами, окольничими и в иных знатных чинах и жалованы были от государей в 1533 г. и других годах поместьями и разными почестями и знаками монарших милостей. Все сие доказывается сверх Истории российской, справкою Коллегии иностранных дел и родословною Пушкиных.

 

В отличие от вас я обратил здесь внимание на фамилию Неклюдовы, поскольку с Лёшкой Неклюдовым, который сегодня тоже полысел и стал голосом «Первого канала», был в 1985 году забран в армию, правда, недалеко. Вы же, вероятно, как и я, обратили внимание на странного товарища Радшу, чьё имя звучит как-то уж совсем по-индийски.

 

Когда у меня возникает вопрос, я знаю место, где почти всегда найдётся ответ – Википедию. Можно спорить о том, какие гэбэшные структуры её ведут и поддерживают, и сколько в ней собрано слухов, теорий, а не фактов, однако как исходный источник официальной точки зрения никто ничего лучше пока не придумал. Поэтому я стал искать и скоро нашёл.

 

Вот посвящённая ему страница. Давайте почитаем вместе:

 

Ратша (Радша, Родша Свибл, Ратислав Степан) - холоп (тиун) великого князя Всеволода Ольговича, в Киеве на Руси. По преданию, «муж честен» Ратша являлся предком Пушкиных, и ссылки на него позволяли Пушкину указывать своё шестисотлетнее дворянство.

 

Не обращая внимания на то, что Всеволод, сын вообще-то Олега, а не Ольги, называется по отчеству Ольгович, читаем дальше:

 

После смерти Всеволода Ольговича († 1146) его родной брат Игорь Ольгович собрал жителей Киева и потребовал поклясться ему в своей верности, что они и сделали, после этого он их распустил по домам. Но жители не разошлись, а открыли вече, возмущённые притеснениями княжеского тиуна Ратша, который угнетал слабых горожан, и послали за князем Игорем для дальнейших переговоров о дальнейшей их жизни в городе и взаимодействии с властями Киевщины. Великий князь Игорь не явился на вече, а вместо него приехал его брат Святослав Ольгович узнать требования горожан. Киевляне отвечали, что они желают правосудия, желают, чтобы не было таких тиунов, как Ратша, который опустошил Киев, а Тудор разорил Вышегород. Святослав Ольгович, а затем и сам великий князь Игорь Ольгович обещали назначить тиунами добросовестных своих холопов, которые будут довольствоваться установленною пошлиною и не станут обременять большими налогами горожан. Несмотря на эти обещания, горожане не успокоились, взбунтовались и разграбили дом богатого и ненавистного им управляющего городом Ратши. После этого он, видимо, бежал в Новгород Великий. Ратша имел единственного сына - Михаила (Якуна), умершего в монашестве с именем Митрофана, († 1206). От него пошли многие боярские и дворянские фамилии России: Бутурлины, Челяднины, Пушкины, Свибловы, Кологривовы, Каменские, Мятлевы, Замыцкие, Товарковы, Чулковы, Чеготовы, Слизневы, Мусины Упины, Шашлыковы, Шераповы, Бояринцевы, Застолбские, Шумихины, Толстые, Курицыны, Полуехтовы, Поводовы, Гавриловы. Основными эмблемами гербов Ратшичей (дворянских родов, ведущих происхождение от Ратши) являются три: 1. княжеская шапка или корона, 2. рука с мечом, 3. одноглавый орёл.

 

Есть над чем подумать. Если думать с конца, то сразу заметна пропажа из списка родов упомянутых мной выше Неклюдовых, которые, правда, к делу не относятся, поэтому пропустим их и мы.

 

Если вас заинтересовало странное имя сына Ратши – Якун (который был ещё, как мы поняли, и Михаилом, и Митрофаном), а на ум пришла разве что фамилия Якунин (образованная, кстати, как пишет Википедия, не только от Якуна, но и от Якова), то про это (имя) говорится в той же Википедии буквально следующее:

 

Якун (древнерус. «Якунъ», «Акунъ») — мужское русское личное имя, широко распространённое в Новгородской земле. Производное либо из скандинавского имени Hákon, либо из кельтского Aconius/Acuinus.

 

С какого перепугу латинское имя Aconius стало вдруг «кельтским», не знаю, поскольку вы же все прекрасно помните Акония Катуллина Филомафия, который был государственным деятелем Римской империи IV века. Папу его, правда, тоже звали Аконий Катуллин, так что легко запутаться, однако суть понятна – не кельт. Дочку его тоже звали Акония. Чтобы не запутаться, вероятно.

 

Кроме того, из приведённого выше отрывка мы узнали, кем был тот Ратша. А был он княжеским тиуном. Тиун – это была такая, говорят, в русской древности должность управляющего из обельных холопов, то бишь, из рабов, как свидетельствуют справочники. Происхождение слова «тиун» тоже вполне себе экзотическое:

 

В русский язык слово попало из древнеисландского языка со значением «слуга». Это слово, вероятно, является производным от глагола þióna «служить», который произошел от праскандинавской формы *þewna и соответствующей ей прагерманской формы *þewa.

 

Но если вы думаете, что Ратша был княжеским рабом, то вы сильно ошибаетесь, поскольку строчкой ниже можно прочитать:

 

В XIV—XVII веках существовали тиуны великого князя, которые занимались его хозяйством и управляли отдельными городами, волостями, и тиуны, входившие в аппарат наместников и выполнявшие судебные функции. Кроме того, в Великом княжестве Литовском тиунами назывались крупные феодалы, которые осуществляли управление волостями (позднее — наместники), производили сбор дани (так называемое полюдье). В отдельных местностях Галицкой Руси, где действие сохраняло древнерусское право, тиуны были выборными представителями сельских общин.

 

В любом случае, пушкинский предок был явным негодяем и стяжателем, поскольку «горожане не успокоились, взбунтовались и разграбили дом богатого и ненавистного им управляющего городом Ратши». Как таким предком Александру Сергеевичу можно было ни гордиться, верно? Более того – как ни сделать его одним из героев своей знаменитой поэмы, о чём мы скажем чуть ниже.

 

А пока давайте обратим внимание на символику, то есть на геральдику. Которая весьма занимательна. Как нам только что сообщили, основными эмблемами тех родов, что пошли от Ратши, были три: княжеская шапка или корона, рука с мечом, одноглавый орёл. И тут у меня начинают возникать сомнения по поводу того, что всё это просто «княжеское». Конечно, некоторые финикийцы с обработки князей, видимо, начинали, но вообще ребята действовали по-крупному, так что давайте присмотримся отдельно к символам, а не к тому, что нам про них говорят.

 

Орёл, как мы с вами понимаем, это всегда не совсем орёл. Это феникс. В данном случае мне было интереснее заметить, что он держит в лапах. А держит он меч и державу. Меч пропустим, а вот держава, яблоко царского чина, как мы помним, появилась на Руси впервые в своём общепринятом качестве только в 1557 году. Так что у самого Ратши её на гербе быть не могло. Потомки дорисовали. Хотя в Европе держава в королевском ходу была, думается, и во времена Ратши.

 

Что касается «в серебряных латах правая рука с мечем вверх поднятым», то меня такая отрубленная рука в гербах, правда, с гусиным пером, преследует ещё с тех пор, когда я увлекался расшифровкой шейкспировского проекта, где она всегда символизировала некоего тайного автора, который пишет то, что все видят на сцене, но сам он остаётся за кулисами. Наши специалисты по геральдике пишут, мол, такая рука с мечом символизирует верность, отвагу и т.п., но у меня она именно в таком отрубленном виде ассоциируется с невидимой гэбнёй, которая вершит «правосудие», не боясь быть обнаруженной. Кстати, даже Википедия знает о том, что по официальной версии латные доспехи, раз на то пошло, появились только в начале XV века (хотя у меня и на этот счёт есть свои сомнения, но они вам едва ли интересны). То есть и эту часть герба дорисовали потомки Ратши.

 

Осталась «княжеская шапка или корона». Ну, во-первых, точно корона, а не шапка. Причём корона совсем не древнерусская, а вполне себе европейская. Корона, кстати, на гербе не одна. Их две. Одна лежит на подушечке, а вот вторая венчает рыцарский шлем. Помните, что про неё написано было в самом начале? «Увенчан обыкновенным дворянскими шлемом с дворянскою на нем короной». Меня тут сразу смутило сочетание «дворянская корона». Нет, оказывается, всё в порядке. Та же Википедия выдаёт про неё следующее:

 

Дворянская корона состоит из венчика с тремя листьями, между которыми помещены две большие жемчужины.

  

Всё похоже. Однако беда в том, что не так давно я писал про финикийскую игру престолов, а там была вот эта картинка:

Перед вами, если забыли, Пипин Короткий, король франков из династии Каролигнов и заодно отец так называемого Карла Великого. Никогда не видевший Пипина живьём художник запечатлел его почему-то именно в «дворянской» короне (и с выдающимся носом Ильи Авербуха). Так что мы снова продолжаем парить на уровне королей и императоров, а никаких не князей и дворян.

 

В самом конце статьи про Ратшу меня удивила отсылка к персонажу по имени Ратмир. Снова вспомнился Александр Сергеевич и его «Руслан и Людмила», о которой ровесник поэмы, тайный советник и по совместительству литературный критик Катков откровенно писал, не будучи знакомым с установками большевиков «Пушкин – наше всё»:

 

Очень естественно, что Пушкина называли по преимуществу творцом «Руслана и Людмилы»: позднейшие более зрелые произведения его не могли изгладить первое впечатление, произведенное им на общественное сознание. Содержание его ничтожно: это пустая сказка, ни на чем не основанная; герои не запечатлены никаким определенным характером места и времени, это какие-то воздушные призраки. Внутреннего творчества в ней нет; но есть творчество выражения; в ней слышится слово, которое вырвалось на вольный простор жизни; речения и обороты языка являются здесь во всей чистоте и силе своей.

 

Так вот, что касается Ратмира. Оказывается, был такой исторический персонаж, причём помогал он не кому-нибудь, а самому Александру Ярославовичу, то есть участвовал в Невской битве. Википедия пишет:

 

Ратмир упоминается только в одном источнике - «Повести о житии Александра Невского» (не считая многочисленных летописей, использующих текстовый материал этого жития). Здесь Ратмир назван в числе шести главных героев Невской битвы 15 июля 1240 года. Кратко сообщается, что Ратмир отважно сражался пешим и погиб, окруженный врагами.

 

А дальше в той же статье начинается фрагмент, который так и называется – генеалогическая путаница. Он довольно длинный, но прочитайте внимательно:

 

Ратмир – герой Невской битвы часто ошибочно смешивается с одноимённым историческим лицом, жившим гораздо ранее, а именно с прадедом Гаврилы Алексича, ещё одного героя Невской битвы. «Государев родословец» так пишет о происхождении бояр-«Ратшичей»:

 

«Из немец пришел Ратша. У Ратши сын Якун. У Якуна сын Алекса. У Алексы сын Гаврила. У Гаврилы дети: Иван Морхиня да Акинф Великий. У Ивана Морхини дети: Александр и Андрей Иванович Кобыла. У Акинфа дети: Иван да бездетный Фёдор. У Александра Морхинина дети: Григорий Пушка, Владимир Холопище, Давид Казарин, Александр, Фёдор Неведомица. У Григория Пушки дети: Александр, Никита, Василий Улита, Фёдор Товарко, Константин, Андрей, Иван».

 

Итак, родоначальником целого ряда боярских и дворянских родов, в том числе дворянского рода Пушкиных, был не Ратмир — герой Невской битвы, а совсем другой человек.

 

Путаница идёт от самого Александра Сергеевича Пушкина, запутавшегося в источниках самым плачевным образом. В известном стихотворении «Моя Родословная» читаем:

 

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил

 

От имени Ратши, возможно, происходит название села Ратчино, принадлежавшего Пушкиным. Кроме того, персонаж по имени Ратмир появляется в поэме Пушкина «Руслан и Людмила».

 

Интересно, не правда ли? Правда, смотря что именно вы в этом фрагменте заметили. Я сначала честно прошёл по ссылке на Ратмира из поэмы и сразу же наткнулся на то, что он там самый что ни на есть «хазарин», который по ходу дела набредает за замок с прекрасными девами и остаётся в нём, позабыв про всякую Людмилу, которую зачем-то надо спасать. Как мы видим, хотя имена своих героев – Рагдая, Ратмира и Фарлафа - Александр Сергеевич заимствовал из только что вышедшей тогда карамзиновской «Истории государства российского», с одним он попал в точку, то есть в предка. Причём, если копнуть поглубже, тема финикийства и чуть более позднего хазарства переплетаются в той истории, которую мы не знаем, очень тесно.

 

Правда, возможно, вы заметили ещё кое-что.

 

… У Ивана Морхини дети: Александр и Андрей Иванович Кобыла…

 

Кто такой Андрей Иванович Кобыла – не мне вам рассказывать. Не смотрите, что фамилия не звучная. Ребята имена и фамилии меняют легко и лихо. Вот и Андрей Иванович стал предком не кого-нибудь, а самих «Романовых», которых я не могу не взять в кавычки, поскольку деяниями своими по разрушению Руси с ей устоями и историей они доказывают, что стали истинными проводниками Ромы, то есть Рима, то есть Римской империи с её католической ложью, ряженной под «ортодоксальное христианство» ещё при Владимире, сыне Малки, внучки киевского раввина.

 

Вот таким нехитрым и вполне общедоступным образом мы с вами только что увидели, что королевские короны на родовом гербе Пушкиных не случайны, да и сам проект «Пушкин», разумеется, не случаен таки совсем.

 

Как не случаен и предок Александра Сергеевича, очередной тиун царя, негр, так сказать, о котором восторженный правнук написал в 1827 году роман (был опубликован в 1937) «Арап Петра Великого». Прадедушку звали, как мы помним, Абрам. И был он, между прочим, сыном чернокожего африканского князя (как выражается Википедия, поскольку я, к слову, про африканских «князей» никогда не слышал, но слышал про тамошних «королей»). Папа Абрама был вассалом турецкого султана. Мальчика, когда ему было лет семь, зачем-то взяли в плен и отправили в Константинополь, где он понравился товарищу Рагузинскому, как бы русскому послу, который забрал его с собой в Российскую империю. Негритенок Петру тоже понравился, да так, что тот его самолично крестил, отчего Абрам стал ещё и Петровичем. Полное же его имя – Абрам Петрович Ганнибал. Надеюсь, рассказывать про величайшего финикийского полководца времён Пунических войн по имени Ганнибал будет уже лишним. Если нет, я про него упоминал в статье «Пунические войны или Проектные неразберихи». Войны те были, кстати, потому и названы «пуническими», что латиняне, враги полководца Ганнибала, называли финикийцев punicus.

  

После написания того, что вы только что прочитали, у меня сложилось стойкое впечатление, что изначально цвет герба Пушкиных был всё-таки именно фиолетовым, то есть пурпурным, а вовсе не синим и не голубым. А у вас?


Write a comment

Comments: 0