Бог един?

Храм "всех религий" в Казани
Храм "всех религий" в Казани

Вам никогда не приходилось задумываться о том, почему, если «бог един» (и у христиан, и у иудеев, и у мусульман), то религий много? Причём религий, не только откровенно недолюбливающих друг друга и часто откровенно враждующих, но и раздираемых изнутри кучей всевозможных сект и подсект, перетягивающих одеяло «истины» на себя.

 

Я не люблю читать долгие и нудные лекции, но люблю задавать вопросы и стараться по возможности кратчайшим путём нащупать собственный ответ. С которым вы, разумеется, можете совершенно не соглашаться.

 

Сначала напомню один разговор из «Хозяев плоской Земли»…

 

- Я вот не понимаю, - сказал он, прикрывая нос шарфом, - почему, если мы все произошли от Адама, вы так настойчивы в своём желании отличаться от остальных?

- Кто произошёл от Адама? – не расслышал Кроули.

- А вы не в курсе? – Ури оживился. – Люди произошли от Адама. Не от обезьяны же.

Кроули пустил из-под усов струю дыма, покосился на собеседника и уточнил:

- Кто создал Адама?

- Иегова, бевадай[1]!

- Хорошо, а до Иеговы?

- В каком смысле?

- В прямом. – Кроули посмотрел на меня, делавшего вид, будто чищу поручни уставшего от ожидания пассажиров парома. – Вы Тору читали?

- Читал ли я Тору?! Господин Кроули, я так читал Тору, что мне уже кажется, что я её писал.

- Ну тогда, рав Ури, напомните мне, кто создал адама в первой главе Бырэйшит? Адама, разумеется, с маленькой буквы, а не того, который появляется во второй.

Нос Ури оживился, ноздри раздулись, втянули морской воздух и задрожали. Стало понятно, что Кроули не тот простак на бочке, за которого он его до сих пор принимал. Я перестал тереть поручень и вспомнил все те шкафы и полки в доме моего старого друга, заваленные книгами, которые он не только собирал, но и почитывал. Надвигался ураган.

- Элохим, - сказал Ури и выжидательно посмотрел на собеседника.

- Просто Элохим?

- Просто Элохим.

- Кто такие?

- Бог.

- Или всё-таки «боги» во множественном числе?

- Ну, да, боги, но глагол…

- Значит, в первой главе боги по образу и подобию своему создают адама, причём сразу мужчину и женщину. А во второй главе Элохим Иегова, как у вас его с тех пор постоянно называют, что христиане переводят как «Господь Бог», снова создаёт Адама, одного, из глины, а потом из этого Адама делает ему жену Еву. Так, может быть, если вдуматься, то в первой главе боги создали не человека, а сразу человечество, мужчин и женщин, после чего один из богов, самый шустрый и активный, когда боги Элохим на седьмой день, увидев, что у них всё хорошо получились, пошли отдыхать, смастерил себе две куклы, с которыми потом всю книжку играет, которых пугает и стращает? Никогда не задумывались?

Раввин решил было обидеться, но вместо этого затянулся трубкой и первый раз не закашлялся. Кроули тем временем продолжал:

- Я ведь человек простой и понимаю всё написанное буквально. Талмуда вашего, который Торе все косточки перемывает, не читал и в ближайшее время не собираюсь, да всех его томов и не найти, если только вы мне в этом не поспособствуете. Ограничиваюсь тем, что есть. А то, что есть, со всей очевидностью утверждает, что нас с вами создавали разные боги. Так зачем нам идти под вашего бога, когда нам своих вполне хватает? Тем более что наших ни бояться, ни молить о помощи не нужно. Они сами знают, кому, в чём и когда нужно помочь. Они же наши создатели, наши предки.

Собеседники замолчали, а я вернулся к работе. Кто такие раввины, я знал понаслышке, и мне представлялось, что они ребята хитрющие и всё на свете могут объяснить выгодным им образом. Почему Ури Шмуклер не пустился тогда в духовный спор, ума не приложу. Кроули потом мне сказал, что духовного у них спора не могло получиться уже потому, что у ортодоксальных адамитов нет духа. Душа есть, а духа нет.

 

Как вы знаете, арабский язык Корана такой же семитский, как и иврит, язык Торы. Поэтому не стоит удивляться тому, что еврейские Элохимы у арабов стали Аллахом. Который (которые) говорит о себе со страниц Корана тоже, как водится, во множественном числе. Мусульманские схоласты – ребята не менее остроумные, чем иудейские, поэтому объясняют это примерно так:

 

Аллах более других достоин возвеличивания, и поэтому когда в Коране Он говорит «инна» (Воистину Мы) и «нахну» (Мы), то это делается с целью возвеличивания, а не для указания на количество.

 

Только в пустых головах верующих, на мой взгляд, может зародиться мысль о том, что настоящий бог будет себя «возвеличивать». Ему это, вероятно, крайне важно для пиара. Не возвеличь себя – кто ж поверит, что бы бог? Я правильно понимаю?

 

Не будем также забывать, что даже по канонической истории Коран не был написал безграмотным Мухаммедом самостоятельно, как и не был продиктован Аллахом. Без посредника не обошлось. В данном случае без Джабраила, или Джибриля, которого христиане и иудеи знают как Гавриила, то бишь ангела, не то помощника или даже стража бога, не то самого по себе бога. Во всяком случае, имя его состоит из двух корней – Гэвэр (муж силы) и Эль (всевышний). Кстати, это тот же самый Эль, который стоит в начале названий «элохим» и «аллах».

 

К чему я клоню, обещав не затягивать с рассуждениями?

 

Внимательный взгляд увидит в оригиналах «священных» книг такое же сонмище богов, которое сегодня мы наблюдаем в индуизме или том же синтоизме. Есть «бог», который грамматически состоит из множественного числа, который называет себя «мы», и есть целый штат его (их) помощников, которым доверено общение с существами тварными, то есть с, выражаясь языком современным, с нашими с вами аватарами.

 

Вот мне и показалось сегодня вполне уместным понимать общепринятое выражение «Бог един» вовсе не в смысле того, что «он один и другого нет», а в том, что «бог – это единство», иначе говоря, богов много, но они представляют собой одну единую группу – создателей, разработчиков, конструкторов, инженеров, программистов нашей «реальности» - называйте, как хотите. Просто изначально финикийцы, запускавшие в обиход первые верования, будь то про многочисленных богов греческо-римского Олимпа или не менее многочисленных скандинавских (точнее, как мы уже с вами когда-то выясняли, турецких) богов, этим вполне довольствовались, однако уже скоро (по моим представлениям, к XVI веку) сообразили, что исходный материал надо править, превращать в «допотопную мифологию», а в новопостроенные церкви, мечети и синагоги сгонят паству чисто корпоративной идеологией, которая позволит разделять и властвовать. Что до индусов и японцев, то ведь и на их головы финикийцы руками и устами всевозможных иезуитов (а также францисканцев и прочей серьёзной гэбни) спустили так и не прижившуюся толком (то есть не вытеснившую естественное многобожие) идею божественности Кришны и Будды. Которые, если вы вдруг не в курсе, говорили народному стаду ровно то же, что до них – Иисус Иосифович, мол, не высовывайтесь, живите бедно, не берите пример с богатых, которым когда-нибудь будет за это плохо, хрен с ними, вам к лицу бедность и смирение. Мухаммед (или те, кто его сочинил) вообще сильно париться не стал и назвал свою идеологию «ислам», что переводится просто и прямо – «подчиняйся».

 

Удачи и благополучия!

 



[1] Разумеется (ивр.)

Write a comment

Comments: 0