Кто виноват?

Белый и чёрный папа.
Белый и чёрный папа.

Продолжаем докапываться до «истоков зла», иначе говоря, до причин того обмана, в котором мы сегодня живём…

 

Причины (или даже «причина» в единственном числе) вообще-то очевидны. Попробуйте подумать о каких-нибудь фундаментальных вещах, которые вы знаете. Любых. Почему свет светит? Почему Сталин воевал с Гитлером? Почему Пеле считается лучшим игроком всех времён и народов? Почему Лев Толстой известен во всём мире, а другие писатели, писавшие получше него – нет? Список вопросов продолжите сами. А теперь подумайте ещё раз, только честно, и скажите, откуда вы всё это знаете. Опережая вас, отвечу очевидностью: из образования. Кто-то скажет «из школы», кто-то скажет «от родителей», кто-то «прочитал», кто-то «друзья сказали», однако если вы сопоставите все эти причины, то быстро поймёте, что и родители, и друзья, и журналисты с писателями, и тем более школа – это всё продукты одного и того же: образования. Которое было, говорят, лучше, стало говорят, хуже, но речь не об этом. И даже не о том, что сегодня по новым законам во всем мире, включая РФ, детей выдергивают из семей и суют за парту с двух (!) лет. Если не верите, погуглите и найдёте новые законы, которые, разумеется, «замечательные», потому что молодые матери и отцы могут уже с пелёнок освобождаться от своего надоедливого чада и идти зарабатывать для бюджета любимого государства налоги, пенсии, подоходные налоги и т.п. Ребёнок будет знать только то, что ему скажут в садике или школе, а преемственность поколений, которым сильна семья (7 я – от прадеда до правнука), автоматически прервётся. Но я даже не об этом, а о сути и причинах…

 

Образование. Оно раньше было повсеместным и безплатным, а сейчас становится всё более платным. И мы по этому поводу скорбим. А давайте не скорбеть, но зададимся вопросом, когда и почему оно стало безплатным и повсеместным. Почему-то я предвижу, что большинство из вас скажет, не задумываясь, «благодаря советской власти»…

 

Предлагаю отъехать на несколько столетий в глубь исторического мрака, точнее, в 4 декабря 1563 года, когда закончился начавшийся почти двадцатью годами ранее Трентский собор (который вы найдёте под названием Тредентский, хотя город, в котором он проходил, назывался и называется Трент, ну, не суть). Он является краеугольным камнем в понимании происходящего далее, поскольку именно на нём были приняты законы об индульгенциях, культе святых (в Библии, как вы знаете, нет алгоритма принятия в святые), чистилище, браке, исповеди и о целом ряде других процедур. Остановимся на исповеди. Потому что нигде вы не прочитаете о главном последствии собора: зелёный свет дали молодому тогда ордену иезуитов. Что за «зелёный свет»?

 

Представьте себе, что самыми популярными слушателями исповедей от лица католической (и не только) церкви стали именно они, подчиняющиеся не воле Иисуса, ни даже главного антихриста, то есть викария, то есть наместника Христа на Земле – папы римского, а своего Верховного Генерала, так называемого «чёрного папы», которым к моменту описываемых событий был уже не почивший святой Игнатиус Лойола и ещё не святой Франциск Борджия.

 

Более того, иезуиты исповедовали не а бы лишь бы кого. Они преобладали в исповедальнях практически всех королевских дворов тогдашней Европы. Про «тайну» исповеди вы, конечно, слышали. Но если вам приходилось читать текст иезуитской присяги, то вы прекрасно понимаете, что любое слово, прозвучавшее из уст любого европейского короля или принца, становилось моментально известно всем, кому его следовало знать…

 

Более того, работа велась и в обратную сторону: приближенные к королевским особам священники могли влиять и влияли на своих коронованных протеже, подсказывая им нужные ордену и Ватикану вещи. Одной из таких подсказок, как вы уже догадались, было безплатное и общедоступное образование. Статистика такова, что если к 1556 году три четверти всех дееспособных иезуитов трудились в 46 иезуитских колледжах, то через всего двести лет, к 1749 году, эта привлекательная сеть разрослась до 669 колледжей (представляю, с какой помпой они открывали 666-ой), 176 семинарий, 61 образовательного дома и 24 университетов, которыми они либо полностью владели, либо в которых преподавали.

 

Что же они преподавали? А преподавали они то, что мне привычно называть по-английски: learning against learning, иначе говоря «учение против учения», причём под вторым «учением» подразумевалась, разумеется, Библия. Начался век «гуманитарных» дисциплин и соответствующих ценностей. То есть именно то, от чего в 1520 году в своём «Воззвании к правящему классу» предостерегал протестант Мартин Лютер.

 

Иезуиты разработали программу обучения, названную Ratio Studiorum (план занятий), которая настолько пришлась ко двору, что стала приниматься тогдашними школами и ВУЗами даже для преподавателей – не иезуитов. Дальше я отсылаю вас к предыдущим статьям на этом сайте, где мною упоминаются некоторые из учёных-иезуитов, которыми оказываются… практически все учёные, кому дали слово, начиная от Коперника и заканчивая (конечно, не заканчивая) кукловодами Эйнштейна. Именно им мы должны быть «благодарны» за теории гравитации, относительности, эволюции и прочих больших взрывов.

 

Однако я позволю себе ещё ненадолго задержаться в XVII веке и обратить ваше внимание на развитие нового для того времени искусства – театра. Основывался он на тех дисциплинах, которые преподавались широко и безплатно под эгидой Ratio Studiorum – композиции, риторике и красноречии. В итоге родилось целое явление, почему-то не слишком афишируемое в официальной истории, под названием «иезуитский театр». Не стану удручать вас подробностями и незнакомыми вам именами и пьесами. Скажу только, что с 1597 по 1773 годы в одной только области нижнего Рейна было поставлено более пятисот иезуитских спектаклей. Но вы наверняка знаете имя Мольера, который ставил иезуитские пьесы в Париже, и они были настолько популярны, что билеты продавались даже на костюмированные репетиции. Моцарту, когда ему было всего одиннадцать лет отроду, заплатили деньги для написания музыки к постановке в иезуитском колледже в Зальцбурге, где его отец был музыкальным директором при архиепископе.

 

Для меня лично самым интересным в этой истории оказалось, безусловно, то, что не обошли иезуитские пьесы стороной и протестантскую Англию, где королева Елизавета всю жизнь отчаянно боролась с тайными засланцами Ватикана. Однако если говорить о том, что цель иезуитства была в захвате духовной жизни человека в борьбе за его душу с Библией, особенно протестантской, то Англия того времени явила миру самые красноречивые образчики торжества иезуитских идей. Разумеется, я имею в виду «шейкспировские» комедии и трагедии, вышедшие из-под блистательных перьев литературного кружка Фрэнсиса Бэйкона. В Англии это называлось более безопасным термином «розенкрейцерство», однако выполняло те же самые функции – увода людского стада из церкви в театр, светскую литературу и «науку». Гораздо подробнее об этом вы можете почитать в моей недавней книге «Гамлет: Литературный детектив», где вы обнаружите не только новый и, надеюсь, впервые правильный перевод этой трагедии, но и более 450 комментариев «по теме», не говоря уже об исследовательских материалах послесловия.

 

А история тем временем продолжалась, и в том же XVII веке иезуитский священник Афанасий Кирхер изобрёл сразу несколько крайне важных вещей: мегафон, который позволил одному голосу быть услышанным тысячами ушей, то есть, положил начало «трансляции», а также «телевидение» в виде laterna magica, волшебного фонаря, который показывал зачарованным зрителям иллюзии пылающих городов грешников, адские муки и т.п. Изобретение волшебного фонаря привело сперва к изобретению фенакистоскопа, в 1832 году – зоетропа, в 1861 году – кинематоскопа, в 1868 году – кинеографа, в 1877 году – праксиноскопа и, наконец, в 1894 году – кинетографа, которым Томас Эдисон снимал свои фильмы, проецируя их затем через кинетоскоп. Свою студию, сплошь занавешенную чёрным, Эдисон ласково называл «Чёрной Марией». Именно чёрной Мадонне из Монсеррата посвятил в 1522 году свою жизнь… первый иезуит, Игнатий Лойола.

 

И уж раз я коснулся кинематографа, то в конце упомяну ещё один небезынтересный факт, который показывает глубину проникновения иезуитских корней в современную культуру.

 

Если вы вдруг не знали, то своему развитию и популярностью Голливуд обязан фильмам про ковбоев. А знаете ли вы, откуда появились в Америке ковбои? Если вы зайдёте в конгресс США, то есть в здание Капитолия, то увидите скульптуры самых выдающихся американцев от каждого штата. Аризона представлена двумя статуями. Одна из них представляет Эусебио Кино, иезуитского профессора из колледжа Инголстадт в местечке Бавария. Между 1687 и 1711 годами этот самый Кино (фамилией которого мы сегодня, не задумываясь, называем и сами фильмы, и те места, где их смотрят) внедрил в южной Аризоне систему ухода за рогатым скотом. С тех пор благодарные соотечественники называют его не иначе как «отцом скотоводства».

 

Очень может быть, что именно поэтому сегодня в англоязычном сообществе то, что мы подразумеваем под спящим стадом людей, называют sheеple (sheep-овца + people-люди). Я же, любящий находить или придумывать всему эквивалент в русском языке, придумал на его основе не менее грустное слово «челоовечество»…

 

В конце же этой короткой заметки хочу выразить надежду, что благодаря её прочтению, баранов в стаде челоовечества поубавится, а нас, не верующих, а здравомыслящих, станет больше…

 

Удачи!

 

Write a comment

Comments: 2
  • #1

    Eugene Bart (Wednesday, 20 February 2019 08:12)

    Отличный текст, благодарю

  • #2

    Игорь Рязанцев (Wednesday, 20 February 2019 16:21)

    Статья очень смешная. Притянутая за уши и высосанная из пальца. Например - Коперник умер в 1543 году, а орден Иезуитов только в 1540 был создан. Так что орден физически никак не мог влиять на работы Коперника. Ну а утверждение о том, что иезуиты действовали под вывеской розенкрейцеров это вообще бред. Товарищ Автор - опять лажу народу подсовываете!